Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/c2781059/data/www/skazochnymir.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/c2781059/data/www/skazochnymir.ru/engine/modules/show.full.php on line 343 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/c2781059/data/www/skazochnymir.ru/engine/classes/templates.class.php on line 60 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/c2781059/data/www/skazochnymir.ru/engine/classes/templates.class.php on line 64 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/c2781059/data/www/skazochnymir.ru/engine/classes/templates.class.php on line 72 Как черт едва не оженил сорок монахов
 

В МИРЕ СКАЗОК

      Сборник сказок народов мира

 

Сказки
народов мира


Популярные
сказки

Домой » Сказки народов Югославии » Как черт едва не оженил сорок монахов

Новенькое
на сайте

Снегурочка

Двенадцать месяцев

Морозко

По щучьему велению

Иван-царевич и серый волк

Как черт едва не оженил сорок монахов

28-07-2011 Сказки народов Югославии


Близ некоего монастыря был колодец,  -  на всю округу славился он своей
чистой,  прозрачной водой.  И кто ни пройдет,  обязательно с пути свернет,
чтобы водицы из колодца испить да посидеть под старой тенистой ольхой, что
с  незапамятных времен росла на том месте.  А  как выпьет в  жару холодной
воды,  добрым словом помянет монахов за то, что колодец тут вырыли и много
других благих дел сотворили.

Монахов в монастыре было немного,  только сорок человек, вели они жизнь
святую, соблазнов не ведали и богу всем сердцем служили.

Ужасно  злились  на  них  черти,
а
чертей  в
тех  краях  водилось
тьма-тьмущая.
Каких  только  каверз  они  не  строили  монахам!  Да  все
понапрасну: монахи-то были почти что праведники.

На  старой ольхе,  у  колодца,  собирались по  ночам черти.  Как только
пробьет двенадцать,  являлся их  строгий начальник по  имени Вельзевул,  и
черти давали ему отчет во  всех своих плутнях.  Вот как-то ночью собрались
черти и стали перед Вельзевулом ответ держать.

- Эй, ты! Говори, что делал сегодня! - сердито спросил Вельзевул одного
вертлявого чертенка.

-  Поссорил  двух  братьев,  -  ответил  чертенок.  - Братья подрались,
старший  выколол  глаз  младшему  и  за  то  в тюрьму угодил. А я уж судью
подучу, чтобы парня повесили: останется после него шесть бездомных сирот.

- Ну что ж,  молодец!  -  похвалил Вельзевул. - Пускай у тебя на вершок
подрастут рога.  Эй,  черти,  подать  ему  стул,  принести чубук  -  пусть
покурит... Достоин!.. А ты? Ты что сделал? - спросил Вельзевул у второго.

-  Я  сына  поссорил  с  отцом, и сын прикончил папашу, да и повесился:
жалко родителя стало.

Улыбнулся Вельзевул.

-  Ну  что ж, молодец! - Эй, дайте-ка парню чубук... Нет, нет - мало!..
Подать наргиле
  • - пусть покурит. Достоин!.. А ты? - спросил он третьего.
    - Ты что-нибудь сделал сегодня?

    [* Наргиле - прибор для курения табака (перс.).]

    - А  я,  господин,  нынче  митрополита завлек  к  потаскухам.  Его  там
    изловили да прямо в  тюрьму.  И  чтобы спастись от позора,  владыка принял
    турецкую веру.

    Просиял Вельзевул.

    - И ты молодец!  Ты - герой! Подайте немедленно кресло! И дайте чубук -
    пусть покурит!.. И - кофе!.. А ты?.. Ты что делал сегодня?

    Четвертый замялся.

    - Да я... Я так... понемножку... Пустяки... Подстрекнул одного запивоху
    жену убить. Без жены-то - быстрей промотается парень.

    - Ну что ж, хорошо. Но до стула еще не дорос, - отвечал Вельзевул.

    Так он всех чертей опросил и каждому выдал награду - по заслугам.

    А  черти,  известно,  завистливы очень.  Всяк  старался собратьев своих
    перещеголять, схватить магарыч покрупнее. Так-то они и соперничали.

    И  вот  один  старый  искушенный  черт  возмечтал такую великую пакость
    сотворить, чтоб сам Вельзевул удивился и в кресло его посадил. Думал черт,
    думал  и  придумал  наконец! Решил пойти в монастырь и сделаться игуменом.
    Узнал  он,  что старый игумен недавно скончался, а нового не назначили. Ну
    вот,  и  решил он вконец осрамить монахов: пускай каждый из них оженится -
    вот грех-то будет!

    Обернулся  черт  бородатым  монахом,  надел  долгополую рясу,  тихоней,
    смиренником представился,  -  кажется,  и глаз-то поднять не смеет, мухи и
    той не обидит! Ну, словом, святее и быть невозможно.

    Увидели  монахи  его  добродетели и  говорят:  нужно  бы  этого  старца
    игуменом поставить. Писание знает он лучше всех, устав монастырский блюдет
    строго, на каждой беседе монашеской умный совет подает. Решили они - пусть
    будет над ними владыкой. А черту того и надо было!

    Ну  вот,  забрал  он  понемножку  все  монастырские  дела  в свои руки,
    приказывать стал монахам, что кому делать, а как соберутся они в трапезную
    вкушать  пищу  -  толкует им на свой лад слово божье: это, мол, вот так, а
    это - вот этак... И наконец стал учить, что нужно монахам скорее жениться,
    - тогда дьявол не сможет их больше грехом вожделенья смущать. И много тому
    из  Писания  примеров  привел. А жены, сказал, пусть монашками станут. Он,
    дескать, и сам бы женился для примера, да стар.

    Вот так искушал их проклятый чертяка. И что ж! День ото дня разгоралась
    искра соблазна в  сердцах монахов,  что помоложе.  А за слепой молодежью и
    старшие потянулись. Настал день, когда вся братия явилась к игумену, и все
    в один голос сказали:

    - Желаем жениться.

    Силен,  видно,  был  этот черт,  раз ухитрился сбить с  панталыку таких
    монахов,  благочестивых и кротких, чуть ли не святых. Да еще как сбил! Они
    и его самого молили жениться - пусть, мол, невесту себе выбирает постарше,
    а  им  помоложе  подыщет.  Ну,  черт  поломался немножко для  виду,  да  и
    согласился.

    Стали совещаться -  кому идти за  невестами.  А  дьявол-игумен берет на
    себя все заботы.

    - О чада любимые!  Обойду сорок деревень и в каждой подыщу по красавице
    девушке - в жены вам. А знаете вы, почему деревень будет сорок?

    - Не знаем, отче! - отвечают монахи.

    - Ну,  я вам скажу.  Хочу, чтоб вы всюду родных завели и не были больше
    подобны бесплодному корявому дубу.

    Такими речами он окончательно склонил монахов к женитьбе.

    Как-то  раз  встал  он  спозаранку,  собрался  в дорогу и вышел из стен
    монастырских.  Монахи  с  великим почетом его проводили и принялись ждать:
    что,  мол, дальше-то будет? А черт из села в село, из деревни в деревню, и
    все  улещает матерей да отцов: отдайте, мол, дочку в невесты монаху, она и
    сама непорочной монашенкой станет. Вот так в сорока деревнях сорок девиц и
    набрал.  Родители  -  шасть в монастырь, спросить, правда ль можно монахам
    жениться.  Услышав, что можно, ушли восвояси, да еще и других убедили, что
    нет в том никакого греха.

    Дивились миряне:  да как же,  мол,  закон разрешает монаху жениться! Но
    дьявол всем мозги затуманил, и стали люди говорить: это вовсе безгрешно!

    А  черт-настоятель воротился  назад,  собрал  всех  монахов  и  каждому
    сказал,  на  какой из  девиц тот  жениться обязан -  имя  невесты сказал и
    названье деревни.  Как  узнали черноризцы,  что  игумен пригожих девиц  им
    сосватал, остались очень довольны и в пояс ему трижды поклонились.

    Немного спустя  черт-игумен собрал всех  монахов и  велел  им  готовить
    деньги: пора уже делать невестам подарки, таков, мол, в деревнях обычай.

    Ну,  вынули деньги монахи, отдали. Игумен отправился в город, купил там
    подарков  -  для  каждой  девицы особые, точь-в-точь такие, каких пожелали
    родные невесты. Подарки взвалил на телегу, привез в монастырь. Назначил он
    монаха  постарше  поехать  по селам и всех девушек одарить: одной - шаль и
    серьги,  другой  -  ожерелье и пряжки, а третьей - цветной поясок, сапожки
    всякие,  шубу...  Ну,  словом,  все  как  было условлено. Монах потихоньку
    запряг  лошаденку, положил на телегу подарки и под вечер двинулся в путь -
    подарки  развозить  по  селам  да девушек предупредить, чтобы готовились к
    свадьбе, а свадьбу назначили через сорок дней.

    Вот  выехал в поле монах, осенил себя крестным знаменьем. Как раз в эту
    пору  увидел  его один из чертей. Не знал он ничего о затее черта-игумена,
    не  ведал  о  его  замысле.  Ну,  вот и решил он, по злобе исконной против
    монахов,  сбить  с  толку возницу, отвести от дороги. Крутил да вертел его
    так,  что  несчастный  и  впрямь  в трех соснах заблудился и увяз вместе с
    возом в болоте.

    Тут  черт  мгновенно исчез,  а  старый монах диву дался -  как  же  это
    случилось,  ведь вон монастырь-то  -  близехонько!  Отпряг он  коня,  стал
    телегу тащить из болота...  Куда там! Потянет, рванет, а телега все глубже
    уходит в тряси-ну,  -  болото-то было бездонное!  Ой, беда! Стал ждать, не
    поможет ли  кто из прохожих.  Никто не идет!  Хотел возвратиться назад,  в
    монастырь -  да  ведь  стыдно!  Решил подождать:  может,  утром кто-нибудь
    вызволит.  А чтоб уберечься от диких зверей,  монах решил пойти к колодцу,
    забраться на  дерево и  спрятаться там  на  ночь.  Прибрел он  к  колодцу,
    вскарабкался на старую ольху и притаился в листве.

    Вот  пробило полночь.  Слетелись к  ольхе,  как  обычно,  все окрестные
    черти,  явился и сам Вельзевул.  Стал он расспрашивать - кто из чертей как
    напакостил нынче. Дошло наконец и до черта-игумена. Тот все рассказал: как
    обвел он монахов вокруг пальца, как убедил их жениться, как нынче отправил
    монаха с подарками по деревням и велел сказать, чтобы невесты готовились к
    свадьбам,  - ну, словом, поведал все, что он сделал. Как только он кончил,
    великою славой прославил его  Вельзевул,  велел  принести парадный стул  и
    лучший чубук дал, с большим янтарем, из чужих краев привезенный.

    - Ха-ха-ха! Вот позор, коль оженятся сорок монахов! - сказал Вельзевул.
    - Да ты,  друг,  молодчага! Скажи только: что же ты делаешь в храме, когда
    "Отче наш" читают? Ведь это для нас, для чертей, хуже смерти!

    - О,  я  придумал неплохо!  -  ответил ему  черт-игумен.  -  Как только
    настает время читать "Отче наш",  я  вон выхожу,  будто нужду справить,  а
    потом возвращаюсь. Вот и вся недолга!

    -  Да ты молодец! - повторил Вельзевул. - Добейся своего, жени монахов,
    и  я  награжу  тебя,  милый,  по-царски:  громадные, ветвистые рога носить
    будешь.

    Тут черт,  одурачивший монаха-возницу,  с  перепугу забыл порядок -  не
    стал дожидаться,  пока его  спросят,  а  тут же  признался,  как он  нынче
    монаха, да еще и с возом, в болото завел.

    - Ох, чтоб ты ослеп! - закричал черт-игумен. - Да ты понимаешь, болван,
    какую ты глупость содеял?

    - Скорее бегите в  болото!  -  крикнул чертям Вельзевул.  -  Повозку из
    трясины вытащить, лошадь хорошенько отмыть и пусть на лучшем лугу пасется.
    А этому дурню немедленно всыпать! Пятьсот батогов ему! Живо!

    А тут уж и ночь на исходе.  Вскоре петух закричал. Сразу черти исчезли.
    Монах немедля пошел в  монастырь,  да все и рассказал.  Лишь тут раскусили
    монахи,  в чем дело! "Ох, грешники! Что мы хотели делать! Срам-то, срам-то
    какой! Господь бы нас наказал и обрек на мучения адские!"

    Припрятала братия старика возницу,  коня  увели  с  глаз  долой,  стали
    ждать.  Вышел черт-игумен служить заутреню,  все идет как по маслу,  и вот
    пора уж читать "Отче наш". Игумен - к выходу, а монахи заперли все двери и
    окна и давай ладаном кадить.  Черт заметался,  запрыгал -  и лопнул, будто
    кто из пушки выстрелил: тррах!

    Вот  так-то  спаслись монахи  из  адских  когтей,  постом  и  молитвами
    искупили свои прегрешенья,  да и  в  награду за веру и  стойкость в святцы
    попали.

    Македония. Перевод с македонского Д. Толовского и Н. Савинова
  • Ключевые слова: черт игумен, пусть покурит, всех монахов

     

    Похожие сказки:

  • Откуда пошли паны на Полесье
  • Рассказ о мусульманине и христианке (ночи 412–414)
  • Хотел избавиться от одной шишки - заработал вторую
  • Как буддийский монах сына старосты выучил
  • Как состязались два волшебника
  • Храм на горе Пэкчжоксан
  • С каких пор женщины Кореи стали вести замкнутую жизнь
  • Вторая легенда о царствующей в Корее династии
  • С каких пор женщины Кореи стали вести замкнутую жизнь
  • Вторая легенда о царствующей в корее династии
  • Как бедняк сделал черта владыкой преисподней
  • Почему монахи вечно побираются
  • Как черт женился
  • Как солдат черта обрил
  • Кузнец в раю
  • Напечатать

     

    Случайная
    сказка